Нижний Новгород, ул. Героя Попова, 45

Телефоны

(831) 413-75-01

244-91-45

413-45-61

пн-сб с 8-00 до 18-00

Статья о видах и конструкции шарового крана

Понятие и виды крана шарового

Кран шаровой

Кран шаровой — один из самых востребованных видов трубопроводной арматуры. Существует несколько их типов, которые отличаются способом передвижения регулирующего или запирающего элемента относительно направления перемещения потока среды. Регулирующий и запирающий элементы в этих кранах имеют шарообразную форму, что и определяет название этой арматуры. Данный управляющий элемент поворачивается вокруг своей оси, которая, по отношению к направлению потока, расположена произвольно. Возвратно-поступательное движение регулирующего или запрещающего элемента осуществляется после поворота человеком.

Сегодня уплотнительные кольца шаровых кранов изготавливаются из современных полимерных материалов и эластомеров, поэтому в отличии от самых первых кранов, являются полностью герметичными. Краны состоят из штока, запорного шара, корпуса и уплотнительных колец. Достоинствами этих запорных устройств являются: низкий крутящий момент, минимальное гидравлическое сопротивление, низкие эксплуатационные затраты, минимальный угол поворота (не более 90 градусов) между положениями «открыто» и «закрыто», компактные размеры и пожаробезопасное исполнение, дающее возможность при возникновении пожара в помещении без труда закрыть кран.

Конструкция шарового крана

Выделяют 2 основных исполнения данных устройств – шаровые краны с пробкой в опорах, и с плавающей пробкой (шар поддерживается с помощью уплотнительных колец). Производят такие краны в условиях огнестойкости и дросселирования при очень высоких температурах. Для использования на абразивных средах их делают с твердыми уплотнительными металлическими кольцами.

Для установления в корпус шара в обоих исполнениях применяются 4 способа. Установка кранов не допускает никаких протечек, через случайное раскрытие разъемов корпуса при обслуживании.

Корпус обычно состоит из 2-3 частей, которые выполняют функции фланцев, и оснащается 1-2 разъемами. Вокруг корпусных деталей расположены болты, которыми они соединены - такие конструкции возможны у кранов с корпусами из 2 или 3 деталей.

Через верхний разъем вставляются уплотнительные кольца и шар. Данную конструкцию принято называть краном с верхним разъемом.

Уплотнительные кольца и шар через разъем вставляются в корпус. Разъем расположенный под углом к оси трубопровода или перпендикулярно. Данная конструкция носит название «кран с наклонным или вертикальным разъемом».

Так как корпус крана заварен, разъемов он не имеет. Только в мастерских, оснащенный современным оборудованием, может выполняться ремонт данных кранов.

Изготовляется эта запорная арматура из литья, поковок, проката в исполнениях с несколькими разъемами со сварными или резьбовыми в раструб или встык патрубками.

Шаровые краны изготовляют зауженными или полнопроходными. Диаметр проходного сечения в полнопроходных кранах такой же, как и внутренний диаметр трубопровода. Применяемые материалы при изготовлении кранов – это углеродистая сталь (25Л или 20Л) или сортовой прокат похожих брендов и легированные стали (14Х17 Н2 и 20Х13) для штоков и шаров. Для использования на низкотемпературных и коррозионных средах запорные шары и корпуса кранов делаются из нержавеющих сплавов. Для уплотнений и уплотнительных колец по штоку применяется фторопласт (наполненный), который обладает очень низким показателем трения (меньше 0,1) и химически стойкий.

Низкотемпературные шаровые краны

Для низких температур (в том числе нефтяной и природный газ, кислород, жидкий азот) все чаще используются специальные шаровые краны. Это помогло расширить диапазон использования этой арматуры и позволило автоматизировать технологические процессы.